И это подействовало! В Омск приехал почти весь выпуск Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, которую заканчивал и сам дирижер.
Справка:
Эдди Рознер (1910 – 1976) – «белый Армстронг», один из лучших трубачей Европы в 30-е годы. Родился и получил прекрасное музыкальное образование в Берлине. С приходом к власти нацистов бежит из Германии в Польшу, а после начала бомбежек немецкой авиацией Варшавы перебирается в Белоруссию. Ему создают условия для организации джазового оркестра. Коллектив Эдди Рознера, ставший Госджазом БССР, сразу завоевывает популярность у публики и первым открывает советским слушателям направление «свинг» в музыке. В Омске в эвакуации.
Справка:
Коган Семен Аркадьевич (1928-2016) – создатель Омского симфонического оркестра, народный артист РСФСР, профессор Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова. Победитель международного конкурса главных дирижеров в Корее (1992 год). В 2004 году дирижировал концертом на открытии XXVIII Летних Олимпийских игр в Греции.
Почему же омичи мечтали о нем? И почему сейчас музыка Омского симфонического оркестра неизменно собирает полные залы? В чем секрет магии симфонического концерта, и почему жители нашего региона всегда поддерживали создание такого музыкального коллектива?
Первое.
Музыканты Омска всегда были высокого уровня!
Это факт. Еще задолго до создания Омской филармонии в начале 60-х годов 19 века один из путешественников, побывавший в нашем городе, отметил в своих записках о Западной Сибири: «Летом, два раза в неделю, играет здесь оркестр казачьей музыки, которым Омск может похвалиться: другого подобного оркестра не только нет во всей Сибири до Восточного океана, но, может быть, не встретится и до Москвы».
Второе.
Великая Отечественная Война!
Так уж получается, что беда, которая постучалась в каждый дом 22 июня 1941 года, стала мощным толчком для развития регионов, находящихся в тылу. Сюда эвакуировались не только промышленные предприятия со специалистами, но и представители культуры. Около 60 концертов в исполнении Ленинградской филармонии, сотни шедевров западно-европейской, русской классической и советской музыки, лучшие солисты оперной сцены А.А.Халилеева, Е.М.Вербицкая, Б.П.Арке и другие, - все это услышал Омск в 1943 году. Тяжелый, изнурительный третий год войны и в то же время свет музыки, разгоняющий мрак и предвещавший скорую Победу.
Неудивительно, что в мирное время население Омска будет тосковать по классической музыке и будет так ждать создания в городе симфонического оркестра. Тем более, что уровень самого города: технологически, интеллектуально, культурно, промышленно, - значительно вырос.
Концертный сезон Омской филармонии 2019-2020 года будет юбилейным, восьмидесятым! Первая ярмарка абонементов прошла в первые дни весны 2019 года. Впереди еще несколько. Каждый житель может заранее собрать свою коллекцию музыкальных драгоценностей по своему вкусу или пока просто присмотреться к репертуару.
Десять самоокупаемых бригад, которые выступали перед ранеными, тружениками в городе и селе. Русские народные песни, цыганский ансамбль, труппа лилипутов, джазовый оркестр Белорусской ССР под руководством Эдди Рознера, - Омская филармония принимала эвакуированные в глубь страны творческие коллективы и активно создавала собственные. Так хоровой ансамбль, появившийся в годы Великой Отечественной Войны, стал лауреатом всероссийского смотра хоровых коллективов русской народной песни, который прошел в 1944 году в Свердловске (сейчас - г.Екатеринбург). Во многом из него в 1950 году возникнет Омский русский народный хор, который очень быстро станет брендом региона.
С января по март 1943 года музыканты Омска под руководством художественного руководителя С.М.Рудника дали 84 концерта для войск Юго-Западного фронта. Это была первая фронтовая бригада. Вторая – под руководством М.А.Шварца с июля 1943 до начала 1944 года прошла от Воронежа до Ростова-на-Дону, давала концерты в освобожденных от немецко-фашистских захватчиков городах.
Третье.
Омская филармония!
Она была создана как раз перед войной. В 1940 году. Тогда у нее не было своей площадки, здания, устойчивого коллектива. Всего только три концертно-эстрадных бригады. А музыканты Омска совмещали свою деятельность в филармонии со своей основной работой в Театре юного зрителя, Драмтеатре, кино. Но война! Когда говорят пушки, музы тоже не молчат.
«Увольнение в связи с уходом в РККА» - тысячи таких записей было сделано 23 июня 1941 года. И руководители самых разных учреждений не были исключением. Директор государственной филармонии А.Г.Агузин, как и директор музея изобразительных искусств Г.Н. Мозензов, как и ректор СибАДИ Ф.М.Дробышев, как и многие другие сменили костюмы на военные бушлаты.
Музыканты Омска. Часть из них сражались на фронтах, временно заменив музыкальные инструменты на оружие, а сцену на безымянные высоты. Другие в составе концертно-эстрадных и фронтовых бригад поднимали боевой дух солдатам и придавали сил труженикам тыла.
В конце девятнадцатого - начале двадцатого века активно работало Омское отделение Императорского Русского музыкального общества, выросшее из Омского общества любителей музыки, созданного в 1870 году. Проводились музыкальные собрания, устраивались благотворительные концерты, квартирные вечера, началось создание гражданской нотной библиотеки. Омичи имели возможность слышать исполнение музыки М.И.Глинки, Й.Гайдна, В.А.Моцарта и других русских и зарубежных композиторов.
То, что музыка развивает и мозг и душу – хорошо известно. Поэтому неудивительно, что уровень культурных потребностей жителей города неизменно растет и возникает потребность в профессиональном коллективе, способным исполнять мировые шедевры классической музыки.